tatiana_avgust (tatiana_avgust) wrote,
tatiana_avgust
tatiana_avgust

Category:

Школьные провалы

По общим результатам тестирования:
- по физике 37% школьников не набрали  минимальных 20 баллов
- по математике 33%  школьников не набрали  минимальных 15 баллов
- по по обествоведению 7%  школьников не набрали  минимальных 20 баллов

Не столько удивительно, что столько молодых людей ничего не усвоило в школе, сколько стоило бы задуматься, почему по гуманитарному предмету процент успеха значительно выше.
Если предположить, что одни и те же студенты сдавали все три экзамена, то из недостойных ВУЗа школьников 80% справились с обществоведением. Даже без этого смелого утверждения очевидно, что тест по обществоведению дает завышенную картину готовности школьников к успешному высшему образованию.

Поверхностно можно сделать заключение, что большинство людей больше расположены к гуманитарным наукам и они легче даются. Но на самом деле это свидетельствует о "провале" гуманитаристики в школе - предлагаемый материал слишком легок и не соответствует уровню развития школьников.Это значит, что мы неэффективно используем отведенное на обществоведение время и, возможно, стоит включить на более серьезном уровне в школьную программу логику, основы социологии, политологии и экономики. Таким образом, даже школьники без высшего образования получат хороший базовый уровень по социальным наукам, а сами ВУЗы могут предлагать более узкопрофильный и глубокий уровень подготовки.

В этом контексте реформа министерства образования по сокращению философии-логики-этики-эстетики в ВУЗах и перевод их на школьный уровень будет иметь смысл, хотя неизвестно, не "потеряется" ли из дырявого лукошка большая часть содержания программ при переносе. Только само по себе сокращение не имеет смысла - ведь исходя из результатов исследования российского рынка образования (Т. Натхов, Л. Полищук. Инженеры или юристы? Институты и спрос на высшее образование, Вопросы экономики № 10, 2012) в переходных экономиках из-за низкого качества институтов еще долго будут восстребованы в первую очередь гуманитарные специальности. В условиях повышенного спроса на гуманитаристику должны расти требования к специалистам в этой сфере - проходной экзамен по общеcтвоведению должен быть сложнее, чем по математике-физике (что обеспечит хоть какой-то приток к дефицитным естественнонаучным специальностям), а программа в ВУЗе - еще насыщеннее.

Когда статистика свидетельствует, что школьники с лучшими баллами по экзаменам поступают на гуманитарные специальности - это не повод рвать волосы из-за недоучек-инженеров, а повод давать этим лучшим школьникам лучшую подготовку, соответствующую их умственным способностям. 
Tags: наблюдения, наука, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments