Beatles

Школьные провалы

По общим результатам тестирования:
- по физике 37% школьников не набрали  минимальных 20 баллов
- по математике 33%  школьников не набрали  минимальных 15 баллов
- по по обествоведению 7%  школьников не набрали  минимальных 20 баллов

Не столько удивительно, что столько молодых людей ничего не усвоило в школе, сколько стоило бы задуматься, почему по гуманитарному предмету процент успеха значительно выше.
Если предположить, что одни и те же студенты сдавали все три экзамена, то из недостойных ВУЗа школьников 80% справились с обществоведением. Даже без этого смелого утверждения очевидно, что тест по обществоведению дает завышенную картину готовности школьников к успешному высшему образованию.

Поверхностно можно сделать заключение, что большинство людей больше расположены к гуманитарным наукам и они легче даются. Но на самом деле это свидетельствует о "провале" гуманитаристики в школе - предлагаемый материал слишком легок и не соответствует уровню развития школьников.Это значит, что мы неэффективно используем отведенное на обществоведение время и, возможно, стоит включить на более серьезном уровне в школьную программу логику, основы социологии, политологии и экономики. Таким образом, даже школьники без высшего образования получат хороший базовый уровень по социальным наукам, а сами ВУЗы могут предлагать более узкопрофильный и глубокий уровень подготовки.

В этом контексте реформа министерства образования по сокращению философии-логики-этики-эстетики в ВУЗах и перевод их на школьный уровень будет иметь смысл, хотя неизвестно, не "потеряется" ли из дырявого лукошка большая часть содержания программ при переносе. Только само по себе сокращение не имеет смысла - ведь исходя из результатов исследования российского рынка образования (Т. Натхов, Л. Полищук. Инженеры или юристы? Институты и спрос на высшее образование, Вопросы экономики № 10, 2012) в переходных экономиках из-за низкого качества институтов еще долго будут восстребованы в первую очередь гуманитарные специальности. В условиях повышенного спроса на гуманитаристику должны расти требования к специалистам в этой сфере - проходной экзамен по общеcтвоведению должен быть сложнее, чем по математике-физике (что обеспечит хоть какой-то приток к дефицитным естественнонаучным специальностям), а программа в ВУЗе - еще насыщеннее.

Когда статистика свидетельствует, что школьники с лучшими баллами по экзаменам поступают на гуманитарные специальности - это не повод рвать волосы из-за недоучек-инженеров, а повод давать этим лучшим школьникам лучшую подготовку, соответствующую их умственным способностям. 
*** - (Anonymous)