Beatles

Политизация языка и бинарность мышления

Дискурс усиления роли "этнического языка" в Беларуси, то есть белорусского языка, был бы совершенно логичен и нейтрален, если бы не сохранялась его излишняя политизация, завязанная на вопросы независимости, национальности, самоидентификации и власти. 

Как это получилось? Большинство определений языка отражает историчность языка (длительный процесс его генезиса) как системы средств, выполняющих ряд функций. И некоторые функции оказываются важнее других в зависимости от  разницы в мировоззрении:
- "прагматики" концентрируются на коммуникативных, познавательных, эмоционально-экспрессивных, эстетических и других функциях, позволяющих воспринимать язык либо как инструмент, либо как объект искусства;
- "борцы" определяют язык через функции конструктивности (формирование мышления), волюнтативности (воздействие) и, главное, идеологии. В рамках идеологии язык сводится к атрибуту ценностной картины мира "борца" и белорусский язык становится "родным", "своим", а русский - "колониальным".



И тогда Россия для "прагматика" - это страна со схожим, смежным и совпадающим культурным опытом, а также основной торговый партнер (что позволяет говорить о взаимозависимости сферы материального тоже), а для "борца"  - враг, насильно доминирующая культура, поддерживающая диктатуру, проводящая политику колонизации. 

Но ведь "борцы" а этом не останавливаются. Как видно из статьи С .Дубавца и последующей дискуссии, выстраивается еще более длинные ряды самоидентификации и системы разделения "свой-чужой":

Белорусский язык - свобода - жаждет перемен - столица (урбанизм) - ответственность за репрезентацию культуры - правда - демократ (в смысле европейских ценностей) - оппозиция - культура.

Соответственно: русский язык - удобство - якобы демократы - якобы белорусы - боятся - провинциалы - мыслят себя частью России - рабы - за власть (за диктатуру) - сатрапы - подхалимы.

Главная проигрышность такой позиции даже не в опасной бинарности мышления (друг-враг), где свой олицетворяет и присваивает все лучшее, а враг - полное ничтожество. И не в аффективности, ведь борьба декларируется на уровне эмоциональном, а не рациональном. А в том, что от политики власти такая позиция отличается только сменой ярлыков с одной группы на другую. 

Как можно высмеивать культ ВОВ, который затмил в официальной истории все другие этапы развития страны, если дискурс "борцов" точно такой же? Тот же фронт, баррикады, та же непримиримость к "другому", которые наблюдаются по отношению к оппозиции? Как отличаются носители такой позиции от А.Г. Лукашенко, который тоже является аффективно-харизматичным лидером, что означает власть не смысла, а пламенных речевок, общего пафоса? Нет, к сожалению, в этой позиции вожделенной европейскости, демократизма, ответственности. Только жажда перевернуть пирамиду власти, прикрываясь белорусским языком, как флагом. 

Оставьте язык в стороне от политики и найдите другие, рациональные аргументы.
(Anonymous)
Оставьте язык в стороне от политики и найдите другие, рациональные аргументы
Гэта парада Лукашэнцы?
C последней строчкой согласен полностью, с остальным текстом с некоторыми оговорками.
Вот хороший текст о национализме и возможных перспективах http://f-f.livejournal.com/640368.html
да, примерно так... ( не имеет значение на каком языке мы говорим, важно, что мы делаем ). в данном случае "патрыёты" зарабатывают деньги и пиарятся, "прикрываясь белорусским языком" также, как и "флагом". а о том, что означают перечисленные тобой выше термины многие из них и не догадываются (даже, если активно употребляют их в своей речи). да им и не нужно о чём-либо догадываться. для успешного зарабатывания денег, не обязательно совершать над собой интеллектуальное усилие, да и умение мыслить рационально только мешает "благоразумному делу". в данном "деле" ценятся другие профессиональные качества: нахальство, бескультурье, беспринципность, бессовестность, неразумность, амбициозность...
па-рам:
http://www.belgazeta.by/ru/2012_07_23/event/24460/
откуда растут ноги: http://olga-ches.livejournal.com/28680.html (печально, что такие малограмотные "креативщики" представляют и вместе с тем "хаят" нашу страну, прибегая к вульгарным инсинуациям)
и статья из Русского репортёра. Танюша, извини, комп притормаживает, а сайт РР много весит (поищи, пожалуйста сама статью).
Оля, не ожидала от тебя такой горячности по данному вопросу... Не впадай в тот же грех - патриоты у тебя просто сборище социальных пороков.
Не поняла насчет той статьи Соколова-Митрича: ты ее осуждаешь? как и этот милый этно-мультфильм?
патриоты - у меня - люди заслуживающие уважения. а вот, "патриоты" - действительно - "сборище социальных пороков".
суть не в отдельно взятой статье. и статья и мульт - одна сторона медали.
а за совет не впадать в крайности, спасибо. *:)
так статья как раз таки очень хороша, в смысле того, что беларусы там взяты случайно, условно, а текст совсем о другом.
отличный текст, только с грустными выводами...
А я нашла подтверждение своей позиции:
"Эта баррикада стала выстраиваться еще с 1994 года, но и с той, и с другой стороны ее пытались игнорировать или не замечать. И та, и другая сторона утверждала (если не словами, то действиями), что в Беларуси никакой баррикады нет, поскольку «иные» — это не беларусский народ, они чужаки, одурманенные, преступники, да кто угодно, но только не настоящие беларусы, не беларусское общество. Вне зависимости от количества или статусности оппонентов и та, и другая сторона предпочитали не считаться с противоположной позицией. У режима это получалось более эффективно, у демократических сил — менее."
http://methodology.by/?p=1978
нормальный текст - с присутствием "мыслей по-существу".
!
(Anonymous)
И в итоге всех этих дискуссий, дамы и господа и шаноунае спадарства, нас всех, беларусов, приглашают в Бульбашь-Холл возле Куропат!!!
Re: !
(Anonymous)
Вельмі добры каментар!
!!?
(Anonymous)
Говорить о строительстве увеселительных заведений возле Куропат- пустословие?
Re: !!?
в контексте заявленой темы - да. Обоснуйте связь, пожалуйста.
(Anonymous)
Бульбашъ-холл. Давйте не будем о том, что за название «Бульбашъ» нужно подавать в суд. Мы только о политизации языка -
"прагматики" концентрируются на коммуникативных, познавательных(Бульбашъ!), эмоционально-экспрессивных(Бульбашъ!), эстетических( сколько эстетики в слове Бульбашъ!) и других функциях, позволяющих воспринимать язык либо как инструмент, либо как объект искусства(Бульбашъ-холл!!).
И органы власти регистрируют прагматикам "Бульбашъ" с твёрдым знаком.
ах, вот вы о чем. Ну тут скорее куропаты задают политический контекст, хотя глумливое название тоже добавляет перцу. В этом вы правы.